Преодолеть языковой барьер
С апреля кафедру иностранных языков Научно-образовательного центра ТНЦ СО РАН возглавляет Юлия Львовна Зеличенко: она сменила на этом посту Татьяну Дмитриевну Литвинову, которая заведовала кафедрой в течение 15 лет. Мы беседуем о том, как начался новый учебный год, а также о том, как лучше изучать английский язык.
– Юлия Львовна, какие сейчас есть языковые группы, для кого они предназначены?
– Прежде всего, среди наших слушателей – молодые ученые и аспиранты институтов ФАНО, которые готовятся к сдаче кандидатского экзамена на базе нашей кафедры. В этом году их 34 человека. Аспиранты разбираются с грамматическими трудностями и особенностями перевода научных статей с английского языка, затем готовят доклад по теме своего научного исследования, с которым выступают на ежегодной конференции молодых ученых и аспирантов, проводимой кафедрой ИЯ НОЦ ТНЦ.
В этом году более 40 человек посещает разговорные группы, на этих занятиях делается акцент на совершенствования устной речи на иностранном языке, для того чтобы человек чувствовал себя комфортно в разных ситуациях – выступая на конференциях, общаясь с иностранцами, путешествуя, знакомясь с иностранными книгами и фильмами. Здесь можно встретить людей самых разных возрастов: и вчерашних аспирантов – тех, кто после сдачи кандидатского экзамена решил продолжить свое обучение на кафедре, и известных ученых, и тех, для кого английский язык стал неотъемлемой частью жизнь. Возраст – не имеет значения: у нас есть группы, которые создавались и десять, и даже более двадцати лет назад!
Другой, полюбившийся многим формат погружения в язык и дружеского общения – это клуб любителей и фанатов английского языка, который несколько раз в год придумывает и проводит красочные, запоминающиеся тематические мероприятия. Для нас важно, что каждый пришедший на кафедру может продолжать совершенствование своих языковых навыков в течение долгого времени, переходя из одного формата в другой.
– На что делается упор в процессе преподавания?
– Для нас принципиально важно создать такую атмосферу, чтобы человек смог преодолеть языковой барьер, перестал бояться совершить ошибку во время разговора. Знание грамматики – это, конечно, важно, но все же основная задача – наладить коммуникацию с собеседником. Большое внимание уделяется комплектованию групп: не всегда получается, чтобы начальный уровень подготовки слушателей в группе был одинаковый, но преподаватели кафедры стараются создать в группах особый микроклимат, способствующий изучению английского языка.
– Сейчас наблюдается настоящий бум в изучении иностранных языков: открывается множество языковых школ, активно продвигают свои услуги частные репетиторы, в интернете – огромное количество образовательного контента. Какой же способ изучения языка наиболее эффективен?
– Действительно, форм и способов много, но, на мой взгляд, изучение языка в группе более результативно. Группа моделирует условия реального общения: на занятии можно увидеть, какие сложности могут возникнуть в процессе общения, здесь же люди учатся эти трудности преодолевать. Такая форма обучения позволяет научиться слышать и понимать других людей, вступать с ними в диалог. Для того чтобы повысить эффективность занятий, лучше сделать их частью своей жизни. В ситуации дефицита времени мы можем читать новости на английском, а не на русском, слушать в транспорте музыку на изучаемом языке. Хороший вариант – аудиокниги, просмотр фильмов с уже знакомым сюжетом. Главное, чтобы язык вошел в нашу жизнь, ведь он не существует отдельно.
– В следующем году кафедра отметит свое тридцатилетие. Какими событиями ознаменуется эта дата?
– Наша традиционная конференция молодых ученых и аспирантов приобретет статус открытой, выйдет за рамки кафедры: выступить на ней смогут не только аспиранты, но и все желающие молодые ученые из ТНЦ СО РАН и университетов города Томска, также запланированы приглашенные докладчики.