О сложном – просто
Как рассказать о сложном доступно и понятно? Как научиться интересно представлять свои научные результаты перед самой разной аудиторией – от младших школьников до потенциальных инвесторов? Обо всем этом мы беседуем с Анной ИЛЬИНОЙ, ведущим инженером Института химии нефти СО РАН, одним из организаторов проекта «Школа нескучного доклада», который реализуется при поддержке обладминистрации.
– Как в нашем городе появилась такая необычная школа?
– Фундаментом стал популярный проект «Science Slam», девиз которого – «О науке доступно и интересно!» Кстати, томичи, участвуя в подобных турнирах, очень ярко проявили себя на российском и даже международном уровне. Все организаторы «Школы нескучного доклада» – финалисты проекта «Science Slam Томск». Каждый из нас при подготовке своего выступления прошел специальные тренинги по доступному изложению сложной научной информации. Ежегодно мы всей командой помогаем готовить новый набор участников, видим типичные ошибки и наблюдаем, насколько сложно бывает рассказать о своей научной работе так, чтобы тебя поняли. Набравшись опыта и пройдя сами «школу» слэма, мы решили делиться этим уникальным опытом с другими. Так родилась идея открыть «Школу нескучного доклада», где мы учим тому, как можно рассказывать о науке доступно и увлекательно. В этом году наш проект выиграл грант НИ ТГУ «Вектор инициативы» и занял второе место в конкурсе лучших молодежных социальных проектов Томской области.
– Некоторые ученые считают, что научное сообщество и так говорит на понятном ему языке и совсем не обязательно «опускать планку». Почему все-таки для самого ученого важно говорить о своей работе доступно?
– Есть много разных ситуаций, когда этот навык может пригодиться! Например, на программе «УМНИК», когда необходимо убедить потенциального инвестора в том, что твой проект стоит финансировать. А сделать это можно лишь в том случае, если тема «зацепит», и инвестору будет ясно, зачем нужна эта разработка. Сегодня много говорят о том, что молодежь не идет в науку, не проявляет к ней достаточного интереса, а улучшить эту ситуацию можно лишь тогда, когда рассказывать о науке будут нескучно, понятно. Это особенно важно для тех, кто работает с аспирантами, студентами и школьниками.
– Как проходят занятия? Какая основная целевая аудитория школы?
– На тренингах мы шаг за шагом разбираем, как выбрать главное, объяснить аудитории сложный материал и сделать презентацию запоминающейся. Продолжительность занятий составляет четыре часа. За это время мы успеваем не только дать теоретический материал, но и закрепить его на практике. Участниками наших тренингов стали студенты томских вузов, аспиранты и молодые ученые, учителя и преподаватели. Хочется отметить, что получить такой опыт интересно людям самых разных профессий! К нам обращались бизнесмены, ведущие других тренингов, одна из школ была проведена по заказу нефтедобывающей компании. Думаю, что это связано с тем, что умение увлечь собеседника рассказом о своей работе пригодится каждому человеку.
– Знаю, что ваш проект уже вышел за рамки Томска…
– Да, благодаря нашему участию во Всероссийском слете просветителей науки, в международном проекте BARCAMP «Alternative Event FormatS in Science Communication», о проекте узнают в разных городах России и Германии. Мы уже провели «Школу нескучного доклада» в Тюмени, нас пригласили в Екатеринбург и Ханты-Мансийск.
– Как можно стать участником школы?
– Все просто: надо подать заявку и пройти отбор, т.к. желающих в несколько раз больше, чем свободных мест. Следите за новостями наших группах (nonboringschool в «ВКонтакте» и в Facebook). Мы рады новым знакомствам и всегда открыты для сотрудничества.