Самолетная экспедиция
Первым делом – самолеты!
Свое 35-летие отметила уникальная, единственная в России самолетная экспедиция ИОА СО РАН, которую возглавляет Б.Д. Белан. Кстати, всего в мире существует не больше сотни подобных воздушных лабораторий! Главная ее цель – постоянное проведение комплекса измерений на разных высотах, необходимых для прогнозирования глобальных изменений климата на нашей планете.
Все эти годы бессменным командиром летного отряда является Геннадий ТОЛМАЧЕВ, за плечами которого тысячи часов, проведенных в воздухе. - В 80-ые самолетная экспедиция занималась тематикой, связанной с описанием режима аэрозоля на территории СССР. Самолетная экспедиция побывала во всех уголках Советского Союза, было составлено аэроклиматическое описание распределения аэрозоля над территорией всех союзных республик. В 90-е годы исследования дополнились тематикой, связанной с глобальными изменениями климата, а также экологической проблематикой, - рассказывает Геннадий Николаевич. – Мы совершили целый ряд полетов по обследованию воздушных бассейнов крупных городов с развитой промышленностью и высоким уровнем загрязнений.
Но даже в сложные для всей российской науки годы самолетная экспедиция не прекратила своего существования. К большому сожалению, по сравнению с советским временем кратно уменьшилось число вылетов по заданиям российских партнеров, поэтому важно то, что именно тогда, в 90-ые, сложились тесные международные контакты с учеными из Франции и Японии, совместно с которыми ведутся совместные научные проекты, связанные с изучением воздушного аэрозоля. Ведь именно такие постоянные измерения различных параметров, как естественного фона, так и антропогенных выбросов, имеет первостепенное значение для всего мирового сообщества: ведь воздух – это одно из главных условий для существования всего живого на нашей планете. Изучение состояние аэрозоля должно вестись комплексно, если какая-то территория не будет охвачена наблюдениями, то полученные данные не будут достоверными, что сведет на «нет» весь смысл прогнозирования того, каким будет климат на нашей планете.
В рамках совместного российско-японского проекта с Национальным институтом исследований окружающей среды ведутся исследования потоков метана и СО2 в приземном слое. Совместно с французами выполняется масштабный проект под названием ЯК-АЭРОСИБ. Совершая полеты в северных широтах (над Карским и Баренцевым морями, Новой землей, Салехардом и Норильском), учёные лаборатории ведут систематические наблюдения за такими атмосферными соединениями, как СО, СО2, О3, СН4, аэрозолями и другими примесями, а также тропосферными явлениями над Евразией.
Целью этих исследований является определение сезонной и межгодовой изменчивости источников парниковых газов и других примесей, а также химических процессов, приводящих к образованию озона над Евразийским континентом во время переноса. Именно проект ЯК-АЭРОСИБ помог понять роль сибирских лесов на основе потоков и запасов углерода. Все полученные данные активно используются российскими учеными и их зарубежными коллегами.
….Есть профессии, которые кажутся нам овеянными романтикой, как поется в известной песне: первым делом, первым делом – самолеты! Для сотрудников самолетной экспедиции каждый вылет воспринимается как вполне обычное событие, к которому каждый раз требуется долго и тщательно готовится. Как же может преобразиться салон самолетов: он превращается в лабораторию, оснащенную множеством приборов; здесь нет привычных рядов кресел, каждый сантиметр должен использоваться эффективно!
За 35 лет самолетный отряд сменил четыре самолета, самым первым была «Аннушка» - Ан-30, затем две «тушки» — ТУ-134. Сейчас это привычное воздушное судно отправлено для обследования, дабы получить допуск – отлетать новый срок. Поэтому сейчас отряд пересел на небольшой ЯК. Поэтому сейчас коллективом отряда ведутся работы по переоборудования салона самолета: ведь совсем скоро предстоит новый полет!