На новом «Уроке из Океана» состоялось знакомство с Антарктидой
В самом начале учебной четверти, 3 апреля состоялся очередной «Урок из Океана». Участие в нем приняли сибирские кругосветные путешественники – советник директора ТНЦ СО РАН Евгений Ковалевский и Станислав Березкин. В этот раз на связь с российскими, индийскими и австралийскими школьниками и студентами вышли исследователи, работающие в Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте и на полярных станциях «Прогресс» (Россия) и «Бхарати» (Индия).
«Наш проект успешно объединяет научные и школьные сообщества разных стран», – отметила руководитель проекта, исполнительный директор Томского отделения Русского географического общества Юлия Калюжная: участниками международного «Урока из Океана» стали представители австралийского Молодежного совета и Русской школы, а еще расположенного в индийском мегаполисе Мумбаи Русского дома и находящегося в Гоа Центра полярных исследований. К ним присоединились учащиеся из Петербургского кадетского корпуса «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации» и московского Ломоносовского лицея. В ТГУ собрались школьники из Светленского губернаторского лицея, Лицея № 1 им. А.С. Пушкина, воспитанники томского и северского кадетских корпусов и студенты ТУСУР и Томского техникума водного транспорта и судоходства. Как всегда, к трансляции можно было подключиться из любой точки мира!
Юных любителей и знатоков географии, живущих в разных городах и странах (и даже на трех разных континентах), ждал увлекательный рассказ о самом холодном и малонаселенном материке, открытом в начале 1820 года русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева и получившим свое название лишь в 1890 году благодаря шотландскому картографу Джону Бартоломью.
Во время познавательной части урока его участники узнали, что Антарктиду недаром называют самым холодным и ветреным материком. Например, самой низкой температурой, зафиксированной здесь, является минус 89,2 °C, а максимально сильным стал так называемый стоковый ветер, развивший скорость до 320 км/ч. Антарктида славится залежами различных ценных полезных ископаемых, однако главным ее достоянием являются запасы пресной воды, сосредоточенные в айсбергах: а это 80 % от всей имеющейся на планете пресной воды!
Хотя шестой континент и является самым малонаселенным, он вызывает огромный интерес ученых из разных стран. В настоящее время на его территории расположены 45 круглогодичных исследовательских станций, принадлежащих 16 странам. Россия имеет 8 станций и одну полевую базу.
Затем по уже сложившейся традиции ребята проверили свое знания, отвечая на вопросы увлекательной викторины. Ее победителями стали учащиеся Светленского губернаторского лицея и Лицея № 1 им. А.С. Пушкина, которых наградили специальными призами от Русского географического общества – книгами «Открытия Антарктиды».
Во время «Уроков из Океана» участники всех площадок могут задать путешественникам и ученым любые интересующие их вопросы. Школьников и студентов интересовало, какими качествами должны обладать сотрудники полярных станций и что доставляет наибольший дискомфорт во время длительных зимовок. Как оказалось, самое главное, чтобы исследователь Антарктиды был готов работать в команде, отличаться физической выносливостью и готовностью пожертвовать привычным комфортом. Во время работы на станциях всем без исключения больше всего не хватает общения с родными и возможности видеть привычные пейзажи – леса, реки и озера.
Австралийские школьники поинтересовались у сибирских кругосветчиков по поводу дальнейших планов экспедиции: «После завершившегося ремонта двигателя мы планируем пробиваться через неблагоприятные для нас ветра в сторону Африки, планируем пройти через Аденский залив и сделать остановку на принадлежащем Йемену острове Сокотра», – ответил Евгений Ковалевский.
Фото Сергея Пархоменко